Создание бренда – неотъемлемая, хоть подчас и сложная, часть развития компании. Но, выполнив свою миссию, предприниматели часто расслабляются, думая, что создав бренд, они сделали все возможное для становления своего детища на путь роста и принесения прибыли. Но это далеко не так. Не всякий бренд может успешно существовать без вмешательства в его жизнь, да и многое в развитии бренда может пойти не так, как изначально планировали его создатели. В процессе деятельности компании может возникнуть такая ситуация: и продукция хороша и качественна, и бренд замечательный, а клиенты уходят к конкуренту, который не успевает грести деньги лопатой. Что же делать? В данном случае Вам может помочь анализ бренда. Анализ бренда включает в себя несколько основополагающих этапов, которые нацелены на то, чтобы оценить состояние бренда, узнать, каково мнение о нем целевой аудитории. На первом этапе анализа бренда стоит определить, не изменились ли ценности и взгляды целевой аудитории, как потенциальные потребители относятся к Вашему бренду. Бренд строится на мыслях и эмоциях потребителей, поэтому они должны стать основополагающим объектом Ваших исследований. Если целевая аудитория мала, то анализу бренда следует подвергнуть не только ее, но и смежные группы людей, чтобы определить, могут ли они стать Вашими клиентами и какие факторы этому мешают. Также стоит сопоставить реальную ситуацию с той, к которой Вы изначально стремились. Возможно, допущены какие-то отклонения от нужной стратегии на этапе формирования бренда. Анализ бренда поможет выявить все факторы, препятствующие успешному развитию бренда. Анализ бренда подразумевает также проверку соответствия бренд-имиджа компании реальной ситуации. В случае если бренд подразумевает какие-либо положительные качества производимой продукции, а в действительности они отсутствуют, потребитель естественно задумается о том, стоит ли доверять Вашей компании. В таком случае Вам также стоит задуматься, что следует изменить: процедуру производства продуктов или же сам бренд, выделив какие-либо альтернативные положительные стороны продукта, на этот раз соответствующие реальности. В ходе анализа бренда не лишним будет пересмотреть изначальные цели создания бренда. Возможно, воплощение предполагаемого результата в жизнь невозможно либо требует слишком больших финансовых вложений. Например, не стоит позиционировать бренд как недорогой, если это не так, и соответственно, делать упор на качестве при формировании бренда, если оно оставляет желать лучшего. Может быть, Вам стоит не отказываться от изначальных приоритетов при продвижении бренда, а изменить отношение к производству продукции. Чем больше продукция будет соответствовать имиджу, создаваемому брендом, тем выше будет степень доверия потребителей, от количества которых напрямую зависят доходы компании. Если анализ бренда выявил негативное отношение потребителей к торговой марке, то стоит определить, что именно вызвало данную отрицательную реакцию, и в дальнейшем исправить этот фактор. Возможно, потребители недовольны дизайнерским оформлением продукта, коммуникационной системой или же качеством самого продукта. Чем быстрее Вы исправите найденные недостатки, тем проще будет достичь утраченной лояльности потребителя.
Следующий этап – анализ названия бренда. Название бренда должно легко произноситься, быть приятным на слух, вызывать только положительные ассоциации у потребителя. Все эти факторы должны были рассматриваться еще на стадии формирования бренда, но, возможно, восприятие потребителями названия бренда несколько отличается от запланированного. Анализ названия бренда должен определить, как потенциальные потребители относятся к данному наименованию, и, если реакция целевой аудитории негативная, следует выяснить, что же в названии бренда не так. Существует масса интернет-сервисов, которые определяют эмоциональную окраску звучания слова по нескольким параметрам. Эмоциональная окраска должна быть положительной, иначе название бренда не вызовет доверия у потребителей. Также при анализе названия бренда нужно обратить внимание, не обладает ли оно двусмысленностью. Это может проявляться при прочтении вслух (при том, что на бумаге все выглядит естественно) или при неправильной постановке ударения. Очередной этап анализа бренда – анализ брендов конкурентов. Сначала следует определить потенциальных (а возможно и реальных) конкурентов. Таковых может насчитываться множество, есть вероятность, что конкуренцию Вам составляет всего одна фирма. Как бы то ни было, стоит оценить, как обстоят дела у всех этих компаний. Первым делом нужно получить представление об объемах продаж, количестве клиентов и целевой аудитории. Необходимо выделить самые успешные фирмы, нельзя забывать и о тех, кто по этим показателям стоит рядом с Вашей компанией, не намного отставая.
Если кто-либо из конкурентов существенно опережает Вашу фирму, стоит проанализировать его деятельность более тщательным образом. Анализ брендов конкурентов в первую очередь подразумевает определение, что представляют собой их бренды. Анализ названия бренда конкурентов, безусловно, важен. Быть может, их креативное решение превосходит Ваш бренд.
При анализе брендов конкурентов обязательно определите, какие цели преследует их бренд, какие идеи несут в себе их слоганы, как они позиционируют свой бренд на рынке. Целевая аудитория конкурирующего бренда тоже важна. Сравните ее со своей – быть может, конкуренты заняли не освоенную Вами нишу, которой тоже можно воспользоваться в будущем. Главное при анализе брендов конкурентов выявить их преимущества, сильные стороны, благодаря которым они Вас обходят. Но не нужно забывать и об их слабостях: если Вы грамотно ими воспользуетесь, то сможете привлечь потенциальных потребителей к Вашей, а не чужой фирме. Оцените их стратегию работы с потребителями, имидж. Подумайте, какое впечатление вызывают Ваши соперники у целевой аудитории. Каким образом они привлекают клиентов? Какие преимущества они предоставляют потребителям? Важна каждая мелочь, ведь именно маленькая деталь может помочь Вам получить преимущество в конкурентной борьбе. Далее займитесь сравнительным анализом брендов. Сопоставьте преимущества конкурента со своими. Найдите факторы, которые не дают Вам достичь тех высот, которых достиг Ваш соперник, подумайте, как, исходя из полученных сведений, можно сделать деятельность Вашей компании более успешной. Самым современным и актуальным методом анализа бренда можно назвать SWOT анализ бренда. SWOT – это аббревиатура из четырех английский слов, обозначающих факторы существования бренда: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). SWOT анализ бренда универсален и позволяет сформировать из сведений, полученных выше, четкую картину развития бренда, его возможные пути роста, потенциальные препятствия. SWOT анализ бренда может указать Вам на недочеты в формировании бренда и помочь исправить их. Недаром эта методика заслужила доверие и популярность в крупнейших мировых компаниях. Анализ бренда – полезная процедура в ходе развития бизнеса. Не стоит пренебрегать ею, ведь только путем постоянного совершенствования можно достичь идеала.
|